Из точки
в… «Точку»
В театре из Сарапула дети играют
на сцене и обучаются в студии

Сразу после Международного дня театра в столице Латвии стартует XXII Международный фестиваль театров для детей и молодежи «Русская классика в Латвии». В этом авторитетном событии свои спектакли зрителям и экспертам покажет театр «Точка» из Сарапула.
По пути солнечных лучей
В слове «точка» заложено множество смыслов, и когда пять лет назад Артем Сергеев задумался над названием своего театрального детища, то постарался найти наиболее оригинальную версию.
– Совершенно случайно в мою голову пришла «точка». Как символ начала и старта для любого человека и одновременно символ относительности театрального искусства, когда каждый зритель понимает театр так, как чувствуется ему. Когда у него возникает своя точка зрения и точка восприятия, – в интервью «Udm-Info» рассказывает художественный руководитель театра «Точка». – Любой предмет, если посмотреть на него издалека, видится той самой точкой, и приближение к ней рождает палитру образов. Поэтому в нашем понимании «точка» – это всегда метафора для развития. Может быть, потому что мы работаем не на точной копии и сравнении предметов, а на аналогиях и метафорах…
Причем метафоричность названия театра из Сарапула заставляет искать смысловые варианты даже признанных экспертов.

К примеру, член жюри Федерации фестивалей «Роза ветров», московский дирижер и педагог Илья Рейбарх говорил, что «точка – начальный замысел; «точка» + прямая – это луч, не имеющий предела, несущийся только вперед; «точка» + прямая + «точка» – это отрезок, важнейший в жизни; «точка» и много «точек» на одной прямой – это путь. И пусть этот путь никогда не прерывается от одной точки к другой, через запятые и восклицательные знаки, к новым многоточиям, пусть творческий путь «Точки» будет таким же длинным и светлым, как солнечные лучи.
Мальчик Петя из детского дома
Необходимо сказать, что «Точка» – совсем не детский театр. Здесь требуется сделать другой важный акцент – это театр, в котором играют дети. Точнее, обучаются и играют. Осознав, что известная форма театра-студии устарела, в Сарапуле убрали дефис между двумя словами. Теперь «Точка» – это театр и студия, где простой соединительный союз «и» совсем непрост – это союз двух смыслов – театрального и студийного, обучающего.
– Учиться к нам приходят в студию, а после ее окончания многие ребята переходят играть в театр, – объясняет худрук. – Играть в жанровом разнообразии эстрадного театра, клоунады, пантомимы и драматического искусства.
Апеллируя к репертуару, Артем Сергеев говорит, что актуальная афиша «Точки» включает в себя полтора десятка спектаклей. Примерно восемь из них играется в течение сезона (еженедельно по три спектакля), а потом постановки попадают в ротацию. Что-то нарочито «забывается» и уходит на время в «депо», а что-то, наоборот, «вспоминается» и в обновленной трактовке возвращается на сцену.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Mike
Photo by Jason
Photo by Sven
Photo by Ed
Photo by David
Photo by Hal
– Специфика большинства наших спектаклей состоит в их интерактивности. Мы даем почувствовать публике, что никакой «стены» нет. Когда актеры, что называется, могут «потрогать» зрителей, а зрители – «потрогать» артистов. Но особенно дороги мне спектакли, созданные совместно с детьми, когда режиссеры задают тему, а актеры ее развивают. Именно так получилось у нас со спектаклем «Мимишки в открытом море», – продолжает Артем Владимирович и делает беглое репертуарное обозрение. – За полчаса спокойных дум и истерик на заданную морскую тему дети набросали кучу интересных сценических идей, и когда мы начали пробовать воплощать их и наполнять пластикой, то смех стоял такой, что у всех животы разболелись. Затем за месяц мы собрали спектакль, ставший маркой «Точки», и наш театр играет его уже третий сезон.
«Море» продолжило серийную тематическую линейку «мимишек», которую открывали «Мимишки в штанишках», а продолжали «Мимишки в открытом космосе» и философский спектакль «Мимишки на Северном полюсе».

Сейчас в «Точке» готовят продолжение мим-сериала «Мимишки вокруг света», а к осени будет выпущен «Мимишки и открытый огонь». При этом в выводе «огненного» спектакля в премьерный показ в театре исходят от сезонной социальной потребности – в начале учебного года в школах проходят месячники противопожарной безопасности. А 15 сентября 2019 года «Точка» приглашает на свой юбилейный спектакль «Весь мир театр, а мы в нем 5 лет», где покажет очередную премьеру – «Мимишки открывают второй фронт». Символизм даже в названии, открываем вторую пятилетку, – так решили ребята с руководителями.
– Хотя наши спектакли живут и без привязки к социальной функции, – убеждает лидер «Точки». – Зрителям всегда интересно приходить на яркую броскую постановку или, наоборот, на спектакль-размышление. Скажу откровенно, что сегодня каждый наш новый спектакль исходит от одной заданной темы: «мальчик Петя, живущий в детском доме». В тех же «Мимишках в открытом море» это основная канва постановки. Парнишка сидит, накрывшись одеялом, «отрезанный» от всего мира, придумывает истории и фантазирует. Для кого-то из наших зрителей эти игры воображения мальчика Пети выглядят уморительно смешными, а кто-то видит в них глубокий философский смысл. Причем видит настолько остро, принимает настолько близко к сердцу, что на глазах выступают слезы…
Ненавязчивая педагогика сотрудничества
На подобных эмоциональных и содержательных контрастах Артем Сергеев выстраивает модель ненавязчивой социально-психологической педагогики:
– Мы стараемся объяснить детям, что, кроме радости и приколов, в жизни человека есть множество других сюжетов, и когда наши артисты начинают задумываться, то даже их актерская игра получает новые свежие краски. Как мне кажется, нам удается помочь детям осознать ценность, хрупкость и неповторимость человеческой жизни. Мы не учим их, упаси боже, детей и без нас заучили в школах. Мы «просто» показываем им, направляем и сотрудничаем. Дети могут находиться в театре хоть 24 часа в сутки, и их никто не выгонит. Помимо учебной сцены, у нас есть детский пресс-центр с профессиональным фото- и видеооборудованием, хореографический и вокальный классы. Поэтому вместе с актерским мастерством, сценической речью, постановочной и репетиционной работой, вокалом и хореографией наши дети изучают звукорежиссуру, постановку света, выпускают свое периодическое издание – «ГазеТочку», а в дни спектаклей работают в кассе и в гардеробе. При желании дети могут научиться писать репортажи, снимать и монтировать видеосюжеты, записывать звук. Получается, что ребенок сначала приходит в театр, а потом втягивается в другие учебы.
Не повторение – мать учения
Отметим, что в «Точке» никто не «проталкивает» детей на главные роли или в массовку.
– Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам пришел к пониманию того, что он готов выйти на сцену, – уточняет Артем Сергеев. – И у тех, кто в реальности искренне этого хочет, у них получается, а те, в ком подобное желание не горит, постепенно отсеиваются, как в любой секции или кружке. «В школе учителя часто называют нас тупыми» – иногда жалуются мне дети. А по мне так они вовсе не тупые. Они пока еще не умеют собирать информацию и работать с ней. Вот недавно мы вернулись с Международного циркового фестиваля в Ижевске, где смотрели выступления артистов, и начали обсуждать увиденное. Выяснилось, что до этого дети не знали многих элементарных вещей о цирке, и мне пришлось рассказывать им даже не прописные истины, а аз и буки циркового искусства. Пока в голове у ребенка «условно пусто» и нет осознанного понимания того, что он делает на сцене, сыграть это актерски убедительно у него вряд ли получится. Поэтому на разборах, которые мы регулярно проводим после спектаклей, в постоянных разговорах с детьми я и режиссер-руководитель студии при театре Виктор Пономарев выводим «красные нити» и наполняем «пустую посуду». И вот когда дети проявляют заинтересованность, у них начинается глубокое погружение в тему. Тот же интернет они шерстят настолько мощно, что выискивают огромное количество уникальных сюжетов по тем же клоунским репризам. Когда мы выезжаем на фестивали, дети смотрят на своих ровесников и видят свои же ошибки со стороны. Если ребенок увидел их своими глазами, то прежние оплошности на сцене он уже вряд ли повторит.
Точки роста на верном пути
Понятно, что на фестивали труппа «Точки» выезжает не только других посмотреть, но и себя показать.

Минувшей зимой на фестивале детских любительских театров «Волшебство театра» в Сочи авторитетный эксперт Алла Зорина не стала скрывать, что «точки» ее снова «удивили».
– Мне это все надо пережить и хорошенько обдумать, – отреагировала Алла Валентиновна и деликатно задала сарапульцам вектор развития, посоветовав им не размениваться по мелочам. – Вы тонко чувствуете линию сарказма, иронии, шутки, даже стёба, и помогаете прочувствовать это вашим зрителям. Поэтому возвращайтесь в клоунаду.
– Мне помнится, с чего вы начинали пять лет назад, – на фестивале в Екатеринбурге поделился своими соображениями режиссер и преподаватель ГИТИСа Рустем Фесак . – «Точка» растет, и заметно, как актеры работают над ошибками. Если раньше количество гэгов на один квадратный сантиметр сцены превышало все возможные нормы человеческого восприятия, то теперь вы делаете это исключительно уместно и со вкусом.
– Мы давно ездим на фестивали и фокусы взглядов Аллы Зориной, Рустема Фесака, Романа Калькаева, Дениса Денисова, Евгения Воскресенского или Виталия Осошника не вызывают сомнений, – уверенно заявляет Артем Сергеев. – Экспертное сообщество видит то, что мы можем и не заметить. Поэтому наши давние добрые друзья стараются направлять нас на верный путь.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Mike
Photo by Jason
Photo by Sven
Photo by Ed
Творчество в управляемой скорости
Как ни парадоксально прозвучит, внешние корректировки от экспертов помогают «Точке»… тормозиться. В том плане, что делают скорость творческого процесса театра из города на Каме управляемой.
– Это очень важно, что мы не несемся вперед сломя голову, не видя дороги, – Артем Сергеев отсылает к психологическим и возрастным трудностям подростков и молодежи. – Прежде мы очень часто «слепо летели вперед» и в этой стремительной скорости наши действия порой опережали разум. Сейчас же перед глазами у нас есть четкая картина – где надо поторапливаться, разогнаться, а где можно притормозить и еще подумать. Как раз правильно выбирать скоростной режим дел и мыслей нам помогают поездки на фестивали.
Другим немаловажным значением общения в театральном социуме является «вакцина» от звездной болезни, потому как сценический успех способен мгновенно «снести голову» юным актерам.

– Надеюсь, что «королевских корон» на голове нет ни у одного из наших актеров. Как нет в нашей разнарядке слов «обязан» или «должен». Зато у нас есть слова «нужно» и «надо», – приоткрывает творческую кухню художественный руководитель «Точки». – Нашим актерам надо сыграть так, чтобы зритель увидел это в первый и последний раз. «Плохо что ли сыграть?!» – недоумевают новички. – «Нет, не плохо, а так, чтобы зрители это увидели, запомнили, но чтобы им хотелось еще, но уже другого!» – «Все равно не поняли», – пожимают плечами дети, и тогда мы раскладываем им историю об актерских амплуа и частых зависимостях артистов от устойчивого образа. «Если вы будете получать кайф от того, как на вас реагируют, то перестанете получать кайф от того, что вы делаете, и уйдете в штампы», – растолковываем коллективу и для укрепления иммунитета от звездной болезни используем три ключевых тезиса. Первый ключ – незаштампованность, второй – открытость к зрителю, когда актеру надо выйти на поклон, сказать спасибо, а потом поговорить с публикой и сфотографироваться. Наконец, третий ключ состоит в том, что наши дети не забывают о том, что они все-таки дети, подростки, и не боятся пойти на сценические эксперименты, в отличие от взрослых актеров.
Бескорыстные помощники и первый «филиал»
Главное театральное пространство «Точки» напоминает «пятачок», пусть и большой – на основной площадке около трехсот «квадратов», включая зрительный зал на 60 мест.

Но недавно город выделил театру в аренду второе помещение и сейчас «точки» активно ищут финансирование для ремонта своего «филиала».
– Параллельно мы задумываемся о мобильном клубе, чтобы можно было выезжать на другие площадки в Удмуртии и к ближайшим соседям, – Артем Сергеев смотрит в недалекую перспективу и не забывает сделать комплимент всем единомышленникам и сподвижникам театра. – Это и руководство Сарапула, и дирекции ведущих промышленных предприятий, сарапульские меценаты и, конечно, родители наших актеров. Родительская помощь «Точке» заслуживает всемерного уважения и это уже отдельная песня!
Артем Владимирович скромно хотел умолчать о том, что его родители на волонтерских началах тоже помогают театру – мама как наставник, мотиватор, стратег, спонсор и «поисковик меценатов», а папа в качестве… водителя, завхоза, изготовителя декораций и т. д. – Недавно он приобрел автоприцеп и теперь при выездах в гастрольные туры папа везет наш реквизит и костюмы, – с улыбкой заключил худрук, когда журналист «Udm-Info» «выдавил» из собеседника признание, живописно дополнившее этот репортаж.